
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  9. Сяо-чу. Воспитание малымКанонический текcт
Cвершение. Плотные тучи — и нет дождя; (они) — с нашей западной окраины.
- Возврат исходит из Пути. — Какая может быть в этом хула? — Счастье.
- Привлечение к возврату. — Счастье.
- У телеги выпали спицы. — Муж и жена отворачивают взгляды.
- Обладай правдой. От кровопролития уходи, из страшного выходи. — Хулы
не будет.
- Обладай правдой — (она) объединяет. Разбогатеешь от своих соседей.
- Уже идет дождь. Уже (найдено подобающее) место. Еще удастся собрать
(скарб). — Стойкость жены — опасна. Луна почти в полнолунии. — Благородному
человеку — подход — к несчастью.
Как и в двух предыдущих гексаграммах, в этой одна черта одного рода,
противостоя пяти чертам другого, является объектом их стремления. Такое
ферментное действие меньшинства уже намечалось в предыдущем, но здесь оно
подчеркивается с особой силой и постепенно оказывает свое действие на весь
процесс. В нем рассматривается, так сказать, зарождение воздействия
противоположного. Оно еще целиком во внешней среде, которая отличается
пассивной податливостью (выраженной в свойстве верхней триграммы
«податливость»), и оно противостоит максимальному напряжению творчества,
выраженного в нижней триграмме. Так здесь слабость начинает преодолевать
силу, ставя последней препятствия. С другой стороны, здесь имеется в виду
противостояние индивида всему окружающему его и его сопротивление
окружению. Чтобы понять, в каком смысле здесь говорится о препятствии,
необходимо принять во внимание, что здесь есть непереводимая игра слов,
ибо, это проходит красной нитью через комментаторскую литературу, слово,
обозначающее здесь «препятствие», в равной степени обозначает и
«воспитание». Ведь препятствия, если их преодолевают, являются лучшим
средством воспитания, и из чего- то отрицательного превращаются в
положительно действующий фактор воспитания воли и выдержки. Что же
является «препятствием», преодоление которого здесь действует
воспитательно? Ответ на это выражен в несколько странном по автохтонности
образе. Дело в том, что в Китае дождевые облака чаще движутся с востока —
с моря. Созидатели же текста «Книги Перемен» — племя Чжоу, как гласит
предание, — пришли с запада. Поэтому для авторов запад служил метафорой
прошлого. Облака, идущие с запада (из прошлого), не дают плодотворного
дождя. Пусть воспитание намечает возможность развития, но оно — лишь в
преодолении прошлого; то, что оно не в силах одолеть настоящее, понималось
вполне среди ицзинистов, и один из них — Вань И — в своем комментарии
восклицает: «Совершенномудрый, правя миром, не презирает ограниченный
народ. Будда, спасая всех, не пренебрегает и демонами. И созерцающее
сознание, победоносно двигаясь вперед, разве устрашится временных
препятствий? Они точно булыжники, которые не могут задержать колесо
повозки; они точно удар по колоколу, который заставляет его звучать; точно
точильный камень для ножа, на котором он становится острее. Когда свиньи
подходят к золотой горе, это увеличивает блеск ее; когда иней и снег
увеличиваются, то тем прекраснее сосны и кедры. Вот почему здесь речь идет
о развитии». С таким содержанием приходится понимать и то, как
воспоминания о пройденных ступенях познания, препятствуя новому акту
познания, которому необходимо их преодолеть, являются материалом для его
воспитания. Этими мыслями комментаторской литературы насыщен следующий
текст:
Воспитание малым. Развитие. Плотные облака, и не идет дождь: они — с нашей
западной окраины.
1
В самом начале этого процесса, когда полному творческих сил внутреннему
противостоит препятствие, легкое, как веяние ветра (верхняя триграмма
символизирует также и ветер), суета мелких хлопот и дел сбивает человека с
принятого им познавательного творческого пути, выступая в его собственных
неорганизованных и порывистых стремлениях. Необходимо одержать сразу же
победу над собой, оттеснить на подобающее место эти стремления и включить
себя вновь в нормальные отношения к окружению, — вернуться к дисциплине.
По этому поводу в тексте читаем:
В начале сильная черта. Какая хула тому, что возвратился на собственный
путь? Счастье.
2
Такое возвращение на собственный путь возможно и на следующей ступени,
хотя оно и несколько затруднено приближением к препятствиям, совращающим с
пути. Однако это позиция самого гармоничного раскрытия творческих сил,
поэтому именно здесь возможно воздействовать ими на препятствия так, что
они превращаются в средство воспитания, как об этом подробнее сказано в
общем, вступлении к данной гексаграмме. Лаконичный текст здесь гласит:
Сильная черта на втором месте.
3
В момент кризиса продолжается действие, но в изменившихся условиях,
ставших неблагоприятными, одна сила, хотя бы даже и сила творчества,
действовать уже не может. Она лишена всех необходимых обстоятельств. Это
выражено в образе текста, говорящем достаточно выразительно и не требующем
объяснений. Наступает тот внутренний разлад, который, например, в семье
выражается разладом между мужем и женой. Это — отдельно указанный момент,
когда невозможно синтезировать вновь приобретенное знание и прежде
сложившиеся убеждения с противоречиями окружающей среды, которые могут
быть и незначительными, однако здесь и их достаточно для препятствия
положительному движению познания вперед. По этому поводу в тексте мы
находим следующие слова:
Сильная черта на третьем месте. У колесницы выпали спицы. Муж и жена
отвращают взоры.
4
Воздействие предыдущей ступени здесь еще продолжает сказываться, создавая
достаточную опасную ситуацию, на которую намекает текст в образе
выступившей крови. Но нормальность отношений данной позиции и ее сил в
этой гексаграмму указывает на возможность благоприятного исхода дела.
Кроме того, это именно тот момент, который является самым важным в данной
ситуации, что выражено и символически: здесь мы находим единственную
слабую черту, к которой тяготеют все остальные. Хотя это еще не позиция
государя, а лишь его приближенного, однако во всем контексте данной
ситуации указано на такого подданного, который, владея познанием истины,
может сам руководить событиями. Два условия необходимы ему: правдивость и
осмотрительность. Все его действие может достигнуть успеха лишь тогда,
когда оно базируется на его собственном непосредственно новом акте
познания. Тем самым здесь указывается на главную роль нового познания в
момент преодоления им препятствий, возникающих из прошлого, и тем самым
уже не настоящего. Осмотрительность здесь особенно необходима еще и
потому, что действие данной ступени простирается, как мы увидим, и на
следующую, т.е. на будущую. Поэтому о такой правдивости и осмотрительности
текст говорит прямо, а не образно:
Слабая черта на четвертом месте. Обладай правдой. Когда выступает кровь,
выходи с осмотрительностью. Хулы не будет.
5
Уже и сама благоприятность данной позиции — второго положительного подъема
всего процесса — может быть достаточно благотворной. Однако для него
необходима поддержка в предыдущем; непрерывно наследовать ту правдивость,
которая достигнута в предыдущем, вот то, что делает это положение благим.
Эта помощь предыдущей ступени и есть то обогащение от соседа, о котором
говорит текст. Это уже не сохранение одних лишь знаний, добытых в прошлом,
— это сохранение плода нового познания, укрепленного в наиболее
благоприятных для этого условиях. Текст здесь следующий:
Сильная черта на пятом месте. Обладай правдой в непрерывной
преемственности. Разбогатеешь благодаря твоему соседу.
6
Конец рассматриваемого процесса, когда его положительные достижения, его
достоинства не только обретены, но и закреплены за их носителем,
ознаменован разрешением той напряженности, которая характеризует его
вообще. Однако никакая консервативность здесь недопустима, особенно
консервативность менее прогрессивной женщины. Это привело бы к тому, что
живое познание стало бы мертвой традицией. Но из этого еще не следует, что
с этими достижениями можно рекомендовать агрессивное выступление. На это
указывает образ луны, которая «в полнолунии». В самом деле, если луна уже
достигла полноты, то она должна пойти к ущербу. Так же, с необходимостью,
ущерб будет нанесен и тому, кто в таких условиях момента разрешения
напряженности, не давая ему правильно прозвучать, обратится сразу к
агрессии; последняя не отвергается вообще, но только она рассматривается
как отдельная ситуация, и ей именно посвящена следующая гексаграмма. Здесь
же внимание направлено на разрешение, на завершение всего предыдущего
процесса, что выражено в тексте так:
Наверху сильная черта. Уже идет дождь, уже (все на должном) месте.
Почтение носителю достоинств. Стойкость женщины — ужасна. Луна близится к
полнолунию. Благородному человеку поход — к несчастью.
Во внешнем — Утончение и проникновение. Во внутреннем — Творчество и
крепость. Для ничтожного человека то, что его крепость и творчество
привели
к утончению во внешнем, безусловно, — счастье. Для благородного
человека все не так однозначно, в частности, из-за того, что во внешнем
процессы инициируются иньской четвертой чертой.
Интерпретация Хейслип
Да, сейчас вам не сопутствуют ни везение, ни успех. Но помните: ночь темнее
всего перед рассветом. Вы в растерянности, вы сейчас не владеете обстановкой,
но это скоро пройдет. Уже близки события, которые все изменят к лучшему.
Теперь же вам нужно просто набраться терпения и ждать.
Да, вас привыкли считать баловнем судьбы. Вам не нужно сейчас тратить
себя на мелочные ссоры, старайтесь не переутомляться на работе.
Через три месяца ожидает вас успех в денежных делах.
  6. Сун. СудКанонический текcт
Обладателю правды — препятствие. С трепетом блюди середину — к счастью.
Крайность — к несчастью. Благоприятно свидание с великим человеком. Не
благоприятен брод через великую реку.
- Не навеки будет то, в чем усердствуешь. — Будут незначительные разговоры,
а в конце концов — счастье.
- Не одолеешь в тяжбе. — Поверни — и беги. Триста дворов — население
твоего города — не (накличет) беды.
- Кормись от обретенного встарь. — Будешь стойким в опасности — в конце
концов будет счастье. Пожалуй, следи за царем в (его) делах без того, чтобы
совершать (самому).
- Не одолеешь в тяжбе. (Если) опять подчинишься приказу, (то положение)
изменится. — Будешь спокоен в стойкости — будет счастье.
- Тяжба. — Изначальное счастье.
- Быть может, будешь пожалован парадным поясом,(но) до конца утреннего
приема (тебе) трижды порвут его.
Ожидание небесполезно. Оно именно может и должно быть наполнено
самопроверкой. Конечно, она является временным отходом от внешнего мира и
погружением в себя. Такое расхождение внешнего и внутреннего выражено даже
в символике гексаграммы. Здесь наверху, во внешнем — небо (творчество), а
внизу, внутри — вода (опасность). Сущность неба — в его стремлении
возвышаться так же, как сущность воды — в ее стремлении течь вниз. Между
ними — конфликт, тяжба, т. е. суд. Но вода отражает в себе творческое
небо, она пронизана его силами. Это выражено и в триграмме воды , где
световая черта погружена в середину двух теневых черт. Бдительное
сохранение во внутреннем этой отраженной сущности неба приводит к
гармоническому единению с ним. Но всякое чрезмерное доведение дела до
конца здесь пагубно, ибо выявится до конца сущность воды, тяготеющая вниз
и отдаляющая от неба. Наоборот, если не поддаваться ее тяготению, а
взирать на небо как на высший человеческий идеал творчества, если
свидеться с великим человеком, то будет благополучие, и обратно: его не
будет, если ринуться самостоятельно в поток жизни. В пути познания дело
обстоит здесь так же. Должно быть произнесено суждение о соотношении уже
известного и вновь приобретенного опыта. Такой суд имеет не только
отрицательную сторону осуждения, но (едва ли не в большей степени) и
положительную сторону суждения об ошибках и освобождения от них. Тем
более, что в этой сфере это суд человека над самим собой — суд лучшего,
что есть в человеке, над его ошибками и упущениями, суд творчества над
пассивной косностью и преодоление ее. Это все конденсировано в следующем
тексте:
Суд. Обладателю правды — препятствие. Бдительность и уравновешенность — к
счастью. Крайности — к несчастью. Благоприятно свидеться с великим
человеком. Неблагоприятен брод через великую реку.
1
Все дурное в начале возникновения еще не обладает достаточно большой силой
сопротивления, чтобы считать его неустранимым. На первой ступени «суда»
оно символизировано слабой чертой, податливый характер которой указывает
на легкую возможность преодоления зла, т.е. того, что здесь подлежит
осуждению. Самое большое, по поводу него могут возникнуть незначительные
толки и прения, но в конечном счете дело будет исправлено хотя бы одним бы
одним своевременным раскаянием. В тексте читаем:
В начале слабая черта. Не вечно то, о чем идет дело. Будут небольшие
толки. В конце концов — счастье.
2
Не одолев зла вовремя, мы на следующей ступени даем ему возможность
окрепнуть настолько, что оно уже довлеет над ним. Оно гонит нас и
понуждает к суду, но суд этот не будет для нас на пользу, но может быть
лишь в осуждение. Судясь, мы сами на себя накличем беду. Здесь лучше
отказаться от суда и хотя бы с полдороги вернуться и скрыться у себя дома;
лучше вернуться даже незначительные свои владения, чем в тяжбе гнаться за
чем-то большим. — Так и в познании в аналогичных условиях бывает
предпочтительно вернуться к незначительному, но вполне освоенному опыту,
чем, сбившись в правого пути, стремиться к стяжанию все новых и новых
познаний, остающихся совершенно внешними и неосваиваемыми. Допустив
ошибку, необходимо отказаться от того, чтобы произнести конечное суждение.
Надо вернуться к исходной точке и исправить допущенную погрешность, и лишь
после этого двигаться дальше. В тексте это выражено в следующем совете:
Сильная черта на втором месте. Не одолевший себя (идет на) суд. Пусть он
вернется и скроется в своем поселении из трехсот дворов. Тогда не будет
беды (вызванной им самим).
3
Невозможность движения изнутри вовне уже в самой гексаграмме указана ясно:
во внешнем стоит творческая сила, против которой не может устоять
внутренний мир, находящийся в состоянии опасности. Над последнем здесь
произносится суд. Эта невозможность движения вперед в момент кризиса
(третья позиция) выступает особенно отчетливо, ибо эта позиция- момент
перехода от внутреннего к внешнему. Конечно, всякий отказ от новых
познаний, от движения вперед, всякое стойкое пребывание на месте ужасно,
но здесь оно лишь в состоянии привести к счастливому исходу. Здесь человек
не может действовать самостоятельно ради новых достижений. Лишь
достигнутое встарь может здесь поддержать человека. Но подлинный вождь
человечества является и самым совершенным носителем того, что было
достигнуто встать. Поэтому, следуя за ним, еще возможно действовать,
только даже при таком действии ничего не достичь ради себя. Человек здесь
подобен вьющемуся растению, которое при поддержке высокого и крепкого
дерева может подняться на большую высоту. — Так же и в познании: в момент
кризиса отношения субъекта к объекту первый не в состоянии выработать
методологию познания ad hoc и вынужден пользоваться прежде выработанной
методологией. (Не следует, однако, упускать из виду то, что данное
положение является лишь частным случаем и совсем не выражает общих
гносеологических воззрений нашего памятника. Здесь имеется в виду лишь
конкретная возможность, характерная для данной ситуации в процессе
познания. — Ю.Щ.) В тексте это зашифровано в следующие слова:
Слабая черта на третьем месте. Кормись от достигнутого встарь. Стойкость
ужасна, но в конце концов будет счастье. Может быть, следуя за вождем,
будешь действовать, но ничего не совершишь (сам).
4
Влияние кризиса еще продолжается и на данной позиции, и здесь человек тоже
не в состоянии совладать с собою и доводит дело до суда. Но данная позиция
уже включена в триграмму Творчества, т.е. здесь человек обладает
творческой мощью, благодаря которой он может все свои поступки исправить и
вернуться в состояние невиновности, соответствующее замыслу рока. Поняв
его, человек может достичь полного и совершенного примирения со своей
судьбой. Стойко сохраняя эту примиренность, он вступают в мир как
гармонически входящая в него часть. Опять-таки не следует полагать, что
здесь дана раз навсегда общая установка. Дело идет о специфических
условиях одного из моментов «суда«, причем «суд» этот теперь
рассматривается с точки зрения судящего (верхняя триграмма). С этой точки
зрения суд — не наказание, а исправление ради торжества необходимости
закона судеб. Необходимо торжество истины над временной и кажущейся
правильностью. Именно восстановление истины и имеется здесь в виду. В
тексте это выражено так:
Сильная черта на четвертом месте. Не одолевший себя (идет на) суд. Пусть
он обратится и воссоединит себя с судьбою, и в этой перемене да обретет он
умиротворение. Стойкость — к счастью.
5
С точки зрения произносящего приговор суда, суд- это главное и совершенное
познание, очищение и исправление проступка. С высоты этого действия не
может быть упущено из виду ни одно дурное дело. Познается все, что не
является благим. А раз оно познано в характеристике, то оно уже не будет
больше совершаться. Так восстанавливается полная невиновность, то
изначальное состояние гармонии, которое было до первых причин
преступления. Его больше нет, как его не было до его замысла. Поэтому и
текст здесь лаконичен:
Сильная черта на пятом месте. Суд. Изначальное счастье.
6
Искупление проступка в осуждении не должно приводить человека в
легкомысленному отношению к возможности искупить проступок. В противном
случае это будет переразвитием искупления, которое описывается в шестом
отделе данной гексаграммы. Здесь речь идет о таком легком отношении к
прощению. Человек может быть прощен, но он снова совершает проступок,
рассчитывая на новое раскаяние и искупление. Если на предыдущей ступени
речь была о полном и совершенном исправлении, то здесь — переразвитие, все
вновь и вновь возникающее исправление проступков, совершаемых все снова и
снова. (Текст здесь облекает эти мысли в образы, понятные и без
объяснения, но полные специфики жизни придворных феодалов древнего Китая.
— Ю.Щ.)
Наверху сильная черта. Может быть, тебя пожалуют поясом, но до конца
аудиенции ты трижды порвешь его.
Внутри — опасность, во внешнем — творчество. Страх оправдан — не навеки
будет то, в чем усердствуешь. Лучше ничего не совершайте сами, следуйте
за царем. Чувство опасности вызвано ярко выраженным творческим началом
во внешнем, но со временем, если
будете спокойны в стойкости — будет
счастье. Однако эта же творческая составляющая придает внешнему
значительную неопределенность: быть может, будешь пожалован парадным
поясом, но до конца утреннего приема тебе трижды порвут его.
Интерпретация Хейслип
Вы чувствуете дисгармонию. Назревает какой — то конфликт.
Постарайтесь вести себя сдержанно. Не отвечайте на брошенный вам
вызов. Не нужно предъявлять слишком много требований; и не начинайте
в одиночку никаких предприятий до тех пор, пока обстоятельства
не будут благоприятствовать вам. Попробуйте лучше начать работу
совместно с кем-либо. Пускай все идет своим порядком, и вы поймете,
что жизненные проблемы подчас многому могут научить, а не только
доставлять огорчения.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого