
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  9. Сяо-чу. Воспитание малымКанонический текcт
Cвершение. Плотные тучи — и нет дождя; (они) — с нашей западной окраины.
- Возврат исходит из Пути. — Какая может быть в этом хула? — Счастье.
- Привлечение к возврату. — Счастье.
- У телеги выпали спицы. — Муж и жена отворачивают взгляды.
- Обладай правдой. От кровопролития уходи, из страшного выходи. — Хулы
не будет.
- Обладай правдой — (она) объединяет. Разбогатеешь от своих соседей.
- Уже идет дождь. Уже (найдено подобающее) место. Еще удастся собрать
(скарб). — Стойкость жены — опасна. Луна почти в полнолунии. — Благородному
человеку — подход — к несчастью.
Как и в двух предыдущих гексаграммах, в этой одна черта одного рода,
противостоя пяти чертам другого, является объектом их стремления. Такое
ферментное действие меньшинства уже намечалось в предыдущем, но здесь оно
подчеркивается с особой силой и постепенно оказывает свое действие на весь
процесс. В нем рассматривается, так сказать, зарождение воздействия
противоположного. Оно еще целиком во внешней среде, которая отличается
пассивной податливостью (выраженной в свойстве верхней триграммы
«податливость»), и оно противостоит максимальному напряжению творчества,
выраженного в нижней триграмме. Так здесь слабость начинает преодолевать
силу, ставя последней препятствия. С другой стороны, здесь имеется в виду
противостояние индивида всему окружающему его и его сопротивление
окружению. Чтобы понять, в каком смысле здесь говорится о препятствии,
необходимо принять во внимание, что здесь есть непереводимая игра слов,
ибо, это проходит красной нитью через комментаторскую литературу, слово,
обозначающее здесь «препятствие», в равной степени обозначает и
«воспитание». Ведь препятствия, если их преодолевают, являются лучшим
средством воспитания, и из чего- то отрицательного превращаются в
положительно действующий фактор воспитания воли и выдержки. Что же
является «препятствием», преодоление которого здесь действует
воспитательно? Ответ на это выражен в несколько странном по автохтонности
образе. Дело в том, что в Китае дождевые облака чаще движутся с востока —
с моря. Созидатели же текста «Книги Перемен» — племя Чжоу, как гласит
предание, — пришли с запада. Поэтому для авторов запад служил метафорой
прошлого. Облака, идущие с запада (из прошлого), не дают плодотворного
дождя. Пусть воспитание намечает возможность развития, но оно — лишь в
преодолении прошлого; то, что оно не в силах одолеть настоящее, понималось
вполне среди ицзинистов, и один из них — Вань И — в своем комментарии
восклицает: «Совершенномудрый, правя миром, не презирает ограниченный
народ. Будда, спасая всех, не пренебрегает и демонами. И созерцающее
сознание, победоносно двигаясь вперед, разве устрашится временных
препятствий? Они точно булыжники, которые не могут задержать колесо
повозки; они точно удар по колоколу, который заставляет его звучать; точно
точильный камень для ножа, на котором он становится острее. Когда свиньи
подходят к золотой горе, это увеличивает блеск ее; когда иней и снег
увеличиваются, то тем прекраснее сосны и кедры. Вот почему здесь речь идет
о развитии». С таким содержанием приходится понимать и то, как
воспоминания о пройденных ступенях познания, препятствуя новому акту
познания, которому необходимо их преодолеть, являются материалом для его
воспитания. Этими мыслями комментаторской литературы насыщен следующий
текст:
Воспитание малым. Развитие. Плотные облака, и не идет дождь: они — с нашей
западной окраины.
1
В самом начале этого процесса, когда полному творческих сил внутреннему
противостоит препятствие, легкое, как веяние ветра (верхняя триграмма
символизирует также и ветер), суета мелких хлопот и дел сбивает человека с
принятого им познавательного творческого пути, выступая в его собственных
неорганизованных и порывистых стремлениях. Необходимо одержать сразу же
победу над собой, оттеснить на подобающее место эти стремления и включить
себя вновь в нормальные отношения к окружению, — вернуться к дисциплине.
По этому поводу в тексте читаем:
В начале сильная черта. Какая хула тому, что возвратился на собственный
путь? Счастье.
2
Такое возвращение на собственный путь возможно и на следующей ступени,
хотя оно и несколько затруднено приближением к препятствиям, совращающим с
пути. Однако это позиция самого гармоничного раскрытия творческих сил,
поэтому именно здесь возможно воздействовать ими на препятствия так, что
они превращаются в средство воспитания, как об этом подробнее сказано в
общем, вступлении к данной гексаграмме. Лаконичный текст здесь гласит:
Сильная черта на втором месте.
3
В момент кризиса продолжается действие, но в изменившихся условиях,
ставших неблагоприятными, одна сила, хотя бы даже и сила творчества,
действовать уже не может. Она лишена всех необходимых обстоятельств. Это
выражено в образе текста, говорящем достаточно выразительно и не требующем
объяснений. Наступает тот внутренний разлад, который, например, в семье
выражается разладом между мужем и женой. Это — отдельно указанный момент,
когда невозможно синтезировать вновь приобретенное знание и прежде
сложившиеся убеждения с противоречиями окружающей среды, которые могут
быть и незначительными, однако здесь и их достаточно для препятствия
положительному движению познания вперед. По этому поводу в тексте мы
находим следующие слова:
Сильная черта на третьем месте. У колесницы выпали спицы. Муж и жена
отвращают взоры.
4
Воздействие предыдущей ступени здесь еще продолжает сказываться, создавая
достаточную опасную ситуацию, на которую намекает текст в образе
выступившей крови. Но нормальность отношений данной позиции и ее сил в
этой гексаграмму указывает на возможность благоприятного исхода дела.
Кроме того, это именно тот момент, который является самым важным в данной
ситуации, что выражено и символически: здесь мы находим единственную
слабую черту, к которой тяготеют все остальные. Хотя это еще не позиция
государя, а лишь его приближенного, однако во всем контексте данной
ситуации указано на такого подданного, который, владея познанием истины,
может сам руководить событиями. Два условия необходимы ему: правдивость и
осмотрительность. Все его действие может достигнуть успеха лишь тогда,
когда оно базируется на его собственном непосредственно новом акте
познания. Тем самым здесь указывается на главную роль нового познания в
момент преодоления им препятствий, возникающих из прошлого, и тем самым
уже не настоящего. Осмотрительность здесь особенно необходима еще и
потому, что действие данной ступени простирается, как мы увидим, и на
следующую, т.е. на будущую. Поэтому о такой правдивости и осмотрительности
текст говорит прямо, а не образно:
Слабая черта на четвертом месте. Обладай правдой. Когда выступает кровь,
выходи с осмотрительностью. Хулы не будет.
5
Уже и сама благоприятность данной позиции — второго положительного подъема
всего процесса — может быть достаточно благотворной. Однако для него
необходима поддержка в предыдущем; непрерывно наследовать ту правдивость,
которая достигнута в предыдущем, вот то, что делает это положение благим.
Эта помощь предыдущей ступени и есть то обогащение от соседа, о котором
говорит текст. Это уже не сохранение одних лишь знаний, добытых в прошлом,
— это сохранение плода нового познания, укрепленного в наиболее
благоприятных для этого условиях. Текст здесь следующий:
Сильная черта на пятом месте. Обладай правдой в непрерывной
преемственности. Разбогатеешь благодаря твоему соседу.
6
Конец рассматриваемого процесса, когда его положительные достижения, его
достоинства не только обретены, но и закреплены за их носителем,
ознаменован разрешением той напряженности, которая характеризует его
вообще. Однако никакая консервативность здесь недопустима, особенно
консервативность менее прогрессивной женщины. Это привело бы к тому, что
живое познание стало бы мертвой традицией. Но из этого еще не следует, что
с этими достижениями можно рекомендовать агрессивное выступление. На это
указывает образ луны, которая «в полнолунии». В самом деле, если луна уже
достигла полноты, то она должна пойти к ущербу. Так же, с необходимостью,
ущерб будет нанесен и тому, кто в таких условиях момента разрешения
напряженности, не давая ему правильно прозвучать, обратится сразу к
агрессии; последняя не отвергается вообще, но только она рассматривается
как отдельная ситуация, и ей именно посвящена следующая гексаграмма. Здесь
же внимание направлено на разрешение, на завершение всего предыдущего
процесса, что выражено в тексте так:
Наверху сильная черта. Уже идет дождь, уже (все на должном) месте.
Почтение носителю достоинств. Стойкость женщины — ужасна. Луна близится к
полнолунию. Благородному человеку поход — к несчастью.
Во внешнем — Утончение и проникновение. Во внутреннем — Творчество и
крепость. Для ничтожного человека то, что его крепость и творчество
привели
к утончению во внешнем, безусловно, — счастье. Для благородного
человека все не так однозначно, в частности, из-за того, что во внешнем
процессы инициируются иньской четвертой чертой.
Интерпретация Хейслип
Да, сейчас вам не сопутствуют ни везение, ни успех. Но помните: ночь темнее
всего перед рассветом. Вы в растерянности, вы сейчас не владеете обстановкой,
но это скоро пройдет. Уже близки события, которые все изменят к лучшему.
Теперь же вам нужно просто набраться терпения и ждать.
Да, вас привыкли считать баловнем судьбы. Вам не нужно сейчас тратить
себя на мелочные ссоры, старайтесь не переутомляться на работе.
Через три месяца ожидает вас успех в денежных делах.
  60. Цзе. ОграничениеКанонический текcт
Свершение. Горе ограничено. (Оно) не может быть стойким.
- Не выйдешь из внутреннего двора. — Хулы не будет.
- Не выйдешь из внешнего двора. — Несчастье.
- (Если) не (будешь) ограничиваться, то (будет, о чем) вздыхать. —
Хулы не будет.
- Успокоишься в ограничении. — Свершение.
- Сладкое ограничение. — Счастье.(Если) отправишься, будет награда.
- Горькое ограничение. — Стойкость — к несчастью. Раскаяние исчезнет.
Во время процесса раздробления и индивидуализации недостатком его может
явиться его безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если
в предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак не было указано, что
эта вода ограничена, то могла появиться мысль: вода эта разольется, иными
словами, данный процесс индивидуализации может идти все дальше и дальше, и
внутренние противоречия его уже сами могут привести к истощению. Поэтому
на смену ему говорится о процессе ограничения. Образно это выражено в
гексаграмме тем, что триграмма «вода» помещена над триграммой «водоем».
Так, вода введена в русло, введена в берега. Таким образом, дано
ограничение. Это ограничение служит развитию, потому что развитие
предполагает создание новых ценностей, и если бы не было ограничения, то
индивидуализация, не имеющая остановки, не вела бы к созданию новых
ценностей, ибо ничто не могло бы в этом процессе устоять, все подвергалось
бы распаду все дальше и дальше. Таким образом, то горе, которое могло бы
возникнуть в результате безостановочного раздробления, тоже подвержено
ограничению, ибо, как и все остальное, оно не может навеки оставаться
неизменным. Поэтому в тексте здесь говорится:
Ограничение. Свершение. Горе ограничено. Оно не может быть стойким.
1
На первой позиции ограничение проявляется в образе максимальной
замкнутости. Поскольку первая позиция представляет собою пребывание в
самых глубинах индивидуальности, здесь человек никуда не выходит из самого
себя, он ограничен в самом себе. Осознав себя как индивидуальность, он
остается только наедине с самим собою. Из контекста предыдущих гексаграмм
следовало, что такое пребывание в себе самом может привести к
неблагоприятным последствиям. Однако поскольку здесь рассматривается как
необходимый именно процесс ограничения, постольку «Книга Перемен» говорит
о благоприятном исходе, ибо такой процесс здесь необходим. Так, в тексте
мы читаем:
В начале сильная черта. Не выйдешь из внутреннего двора. Хулы не будет.
2
Если такое пребывание в себе, которое указано выше, и бывает необходимым,
то только до известного срока, ибо сохранение предыдущего состояния во
время последующего этапа приводит лишь к несчастью. Если бы человек даже
распространил свою деятельность несколько дальше, чем было возможно и
нужно в предыдущей позиции, но не достиг бы того широкого охвата своего
окружения, который требуется в таком периоде времени, то это привело бы
лишь к несчастью. В тексте здесь сказано:
Сильная черта на втором месте. Не выйдешь из внешнего двора. Несчастье.
3
На третьей позиции выход вовне становится уже необходимым, поэтому о
наличии его текст здесь даже и не упоминает, ибо такой выход вовне
наступит сам собой, если человек достиг в развитии своей жизненной
ситуации до этой третьей позиции. Однако при выходе вовне человек должен
сам в себе найти сдерживающие стимулы, должен сам себя уметь ограничивать.
Если это принято им во внимание, то он может выйти с достоинством из
создавшегося положения. В тексте это сказано так:
Слабая черта на третьем месте. Если не будешь ограничивать себя, то будет
о чем вздыхать. Хулы не будет.
4
Все, что должно быть сделано во внутренней жизни, здесь является
достигнутым. Человек может приобрести известную уверенность в своих
действиях. Если он находит в себе самом умение ставить себе цель и ставить
пределы своей деятельности, то человек может достичь того спокойствия,
которое возникает благодаря умению ограничить себя, и того развития в
дальнейшем, которое наступает в результате самостоятельного ведения своих
поступков. Поэтому в тексте здесь говорится:
Слабая черта на четвертом месте. Успокоишься в ограничении. Свершение.
5
Характерная черта пятой позиции — это уравновешенность, одинаковая
удаленность от обеих крайностей. Такая гармония, которая проявляется и вне
и внутри, приводит к тому, что человек может находить наслаждение в своем
ограничении. Но человек, действующий на этой позиции, если он исходит из
ее сути, может совершить лишь великие дела, — такие, которые вызывают
похвалу со стороны окружающих людей. Вот почему в тексте здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте. Сладкое ограничение. Счастье. Если
выступишь, то будет похвала.
6
Уравновешенность, свойственная предыдущей позиции, здесь уже утрачена.
Поэтому ограничение воспринимается здесь как нечто внешнее. Символически
это выражено уже в самой позиции, которая является самой внешней позицией
гексаграммы. Поэтому ограничение, которое возникает здесь, может быть
пережито как нечто горестное и гнетущее. Стойкое пребывание в таком
состоянии может вызвать лишь несчастье. Здесь следовало бы принять во
внимание переходный характер данной позиции, перейти к следующей ситуации
степени процесса ограничения и стремиться к работе над самим собой в
пределах тех рамок, которые поставлены уже в предыдущем. Если это принято
во внимание, то раскаяние в предыдущих ошибках может отпасть. Потому в
тексте здесь следует видеть два афоризма: один, характеризующий
объективность данной ситуации, и второй — отсутствие раскаяния как
результата правильно понятой и исправленной ситуации. Так, в тексте здесь
написано:
Наверху слабая черта. Горькое ограничение. Стойкость — к несчастью.
Раскаяние исчезнет.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем Разрешение и
радостность. Можно предположить, что разрешение в условиях углубления в
мелочи, благоприятно лишь при ограничении этого погружения во внешнюю
суету.
Интерпретация Хейслип
Пришло время активных действий. Но помните: все усилия могут
пойти прахом, если вы не будете достаточно предусмотрительны. Вам
в скором времени будет сделано некое предложение; не спешите принять
его. Очень может быть, что оно совсем не так привлекательно,
как это кажется на первый взгляд. То же самое относится и к вашим
любовным и дружеским связям. Реальные и разумные желания ваши исполнятся.
Это время не подходяще для дальних путешествий и поездок.
И не забывайте пословицу — не рой другому яму, сам в нее попадешь.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого