Ответы ко многим вопросам

 
 

Комментарии Швеца к афоризмам гексаграмм

Здесь представлены гексаграммы под номерами 1-30 (первая часть канонического текста). Значения гексаграмм 31-64 смотри на странице «Комментарии А.В. Швеца (часть 2)»

Может ли внутреннее состояние человека характеризоваться одной триграммой, а состояние окружающего его мира — другой? По всей видимости, да. Но поскольку человек не может полностью изолироваться от внешнего, то описывать ту или иную ситуацию целесообразно при помощи двух триграмм. Первая (нижняя) характеризует внутреннее, вторая (верхняя) — внешнее. Сочетания этих триграмм порождают 64 гексаграммы, которые описывают все возможные ситуации.

Однако, что касается рекомендаций человеку, который оказался в той или иной ситуации, соответствующей определенной гексаграмме, то они будут зависеть от его уровня сознания. Для человека, находящегося на низшей ступени постижения Абсолюта — одни, для совершенномудрого — другие. В мантической практике Книги Перемен принято низшую черту гексаграммы (первую) отождествлять с ничтожным человеком, вторую — с ??, третью — с??, четвертую — с?, пятую — с??, шестую — с??. Соответственно и афоризмы к этим чертам отражают не этапы развития ситуации, а рекомендации людям с разным уровнем развития от ничтожного до совершенномудрого.

Если же говорить о временных этапах развития процесса, то в гексаграмме их столько же сколько и в триграмме — три: начало, сам процесс, окончание. Однако в гексаграмме каждый такой этап описывается соответствующими двумя чертами обоих триграмм. Так, например, первая и четвертая черты характеризуют начало данной ситуации. Первая — во внутреннем, четвертая — во внешнем. И желательно, чтоб в каждом этапе развития ситуации присутствовало и Ян и Инь. То есть если первая черта Ян, то четвертая — Инь; если вторая Инь, то пятая — Ян; а если третья Ян, то шестая — Инь. В этом случае ситуация будет развиваться наиболее гармонично.

Итак, нижняя триграмма описывает процесс, происходящий во внутреннем, а верхняя — во внешнем. Причем оба этих процесса протекают одновременно. Внутренний может описывать одна из восьми триграмм и, соответственно, можно выделить 8 типов характера, потому что каждый человек «тяготеет» к определенному внутреннему процессу. А в сочетании с восьмью внешними триграммами для каждого типа образуются восемь гексаграмм, описывающих все возможные жизненные ситуации человека определенного характера — всего 64 гексаграммы.

1. Цянь. Творчество

И внутреннее, и внешнее характеризуется триграммой Творчество. Непредсказуемое изменение внешних условий сочетается с внутренней крепостью, которая является свойством этой триграммы. Ваши решения ни от кого и не от чего не зависят, выбор вами задач тоже не определен и даже сам способ их решения постоянно меняется. Но ваше окружение обладает теми же свойствами. Изменения, происходящие вокруг вас непредсказуемы, процессы удивительны, а то, как они завершаются, зависит от случайных событий. Вы не влияете на внешнее, но и оно не подчиняет вас себе.

Эта ситуация — максимальное проявление Творчества и Ян. Однако, для человека с небольшим уровнем энергии она опасна — лучше не действовать. Нижняя строка характеризует человека, сознание которого в наименьшей степени готово к восприятию проявлений Абсолюта, и к творчеству. Поэтому в этой строке И-цзин предостерегает его от действий в сложившейся ситуации.

Для более развитого сознания благоприятно свидание с великим человеком, который бы не позволил такому количеству Ян разрушить сознание. На следующей ступени человек уже не нуждается в такой опеке, но, несмотря на активную деятельность, некоторая осмотрительность не помешает и ему. Для еще более подготовленного сознания — это прыжок в бездну, который таит в себе и большую опасность, и невиданные возможности одновременно. На пятом этапе развития сознания данная ситуация сулит полет в небе, то есть в Абсолюте. И здесь опять благоприятна встреча с великим человеком, но уже не для того, чтобы он защитил от Абсолюта, а для того чтобы помог постичь его.

Для совершенномудрого эта ситуация означает полное слияние с абсолютом и потеря человеческого, но если полное растворение своего «я» не достигнуто, то будет раскаяние.

2. Кунь. Исполнение

Исполнение во внешнем и внутреннем. Все закономерно и предопределено — если ты ступил на иней, то близок и крепкий лед. Все происходит само собой, так как и должно происходить — и без упражнения не будет ничего неблагоприятного; без того, чтобы совершать самому, доведешь дело до конца.

Но в этой триграмме нет места для проявлений Абсолюта, для Ян. А это значит что мир завязан, как мешок, самодостаточен и огражден от внешнего влияния. Но такой мир не может устраивать развитое сознание, для него данная ситуация бессмысленна, потому что этот мир ему необходим только для приближения к Абсолюту — драконы бьются на окраине.

3. Чжунь. Начальная трудность

Свойство внутренней триграммы Возбуждение — подвижность, тогда как внешняя означает Погружение и опасность. Подвижность в опасности для ничтожного человека — кружение на месте. Ему следует выбрать князя, который бы его вел и направлял . Даже человек с более развитым сознанием, но предоставленный сам себе будет находиться в нерешительности, словно четверка коней тянет в разные стороны. В подвижности только начало процесса непредсказуемо, все же остальное вполне закономерно, поэтому благородному человеку, который видит, что это ведет к опасности, полезно вообще остановить процесс, ибо продолжение неминуемо приведет к сожаленью.

Для совершенномудрого эта ситуация означает разъединение проявлений Абсолюта и погружение их в Инь, тогда как сами его действия тоже в большей мере принадлежат Земле. И поэтому на его пути к Дао возникает серьезное препятствие — слезы до крови льются сплошным потоком.

4. Мын. Недоразвитость

Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то чье появление и протекание закономерно, и что может закончится только в следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность, то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так, например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом, уж лучше их либо казнить, либо освободить.

Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар своим дальнейшим развитием.

5. Сюй. Необходимость ждать

Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Творчество и крепость. Творчество и крепость обязательно, принесут свои плоды во внешнем. И если в настоящий момент во внешнем кроется опасность, то следует запастись терпением и выждать.

6. Сун. Суд

Внутри — опасность, во внешнем — творчество. Страх оправдан — не навеки будет то, в чем усердствуешь. Лучше ничего не совершайте сами, следуйте за царем. Чувство опасности вызвано ярко выраженным творческим началом во внешнем, но со временем, если будете спокойны в стойкости — будет счастье. Однако эта же творческая составляющая придает внешнему значительную неопределенность: быть может, будешь пожалован парадным поясом, но до конца утреннего приема тебе трижды порвут его.

7. Ши. Войско

Внешнее — Исполнение, Опасность — внутреннее. Такое сочетание означает то, что должно быть опасно по определению — войну. Но, выводя войско, следует следовать естественному ходу событий, руководствуясь законом. С войной неизбежно связаны такие понятия, как воз трупов и размещение по квартирам. Но у каждого своя война — великий государь владеет судьбами, начинает династию и наследует своему дому. Война же ничтожного человека бессмысленна и жестока — ему лучше не действовать.

8. Би. Приближение

Внешнее — Погружение, внутреннее — самоотдача. В Погружении Ян еще заключен в оболочку Инь, но при полной самоотдаче этот процес уже может означать приближение к Абсолюту. А поскольку он проявляется в виде случайностей, то следует дать им возможность влиять на вашу жизнь. Так можно загонять дичь со всех сторон и при этом ее судьба будет предопределена, а можно предоставить случаю решать исход охоты: царю на охоте надо ставить загонщиков лишь с трех сторон и отпускать дичь, которая уходит вперед. Однако для совершенномудрого такого приближения недостаточно, ему необходимо более полное познание Абсолюта — простое приближение к нему лишено главного.

9. Сяо-чу. Воспитание малым

Во внешнем — Утончение и проникновение. Во внутреннем — Творчество и крепость. Для ничтожного человека то, что его крепость и творчество привели к утончению во внешнем, безусловно, — счастье. Для благородного человека все не так однозначно, в частности, из-за того, что во внешнем процессы инициируются иньской четвертой чертой.

10. Ли. Наступление

Во внешнем Творчество, радостность во внутреннем. Во внешнем все неопределенно, но человек испытывает радостность от того, что после некоторых колебаний, наконец принято определенное решение. Такое состояние характерно для наступления. Но наступление ничтожного человека мало что значит и хромой может наступать. Если сознание не окрепло, то лучше действовать не ради себя, а ради великого государя.

Внутренняя триграмма заканчивается на Инь. Это означает, что после случайного начала и непредсказуемого протекания, процессы заканчивается вполне определенным способом. И если вы обнаружите, что какие-то хорошие события и поступки в вашей жизни повторяются, несмотря на полную неопределенность во внешнем, то это говорит о том, что у вас хорошая Инь.

11. Тай. Расцвет

Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Творчество и крепость. Для ничтожного поход и любое начинание — к счастью, потому что внешнее будет закономерно подчиняться его творчеству. Но для совершенномудрого отсутствие проявлений абсолюта во внешнем — к сожалению.

12. Пи. Упадок

Во внешнем Творчество, во внутреннем самоотдача. Ничтожные люди неприспособленны к творчеству. Им действительно лучше следовать творческим проявлениям во внешнем, когда от них будет требоваться лишь исполнение и самоотдача, к чему они лучше всего приспособлены. Но для благородного человека — это упадок. Для него подобная ситуация означает, что неопределенные изменения внешнего таковы, что не позволяют проявится творчеству, что все силы уходят на ответные действия, которые заранее предопределены. Но для великого человека граница между внешним и внутренним по мере развития сознания все более и более размывается: великому человеку — счастье.

13. Тун жэнь. Единомышленники

Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Сцепление и ясность.

14. Да-ю. Обладание великим

Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Творчество и крепость. Для ничтожного человека такая крепость и такое творчество непривычны, но если потрудиться, то хулы не будет. Чем более развито у человека сознание, тем благоприятней для него эта ситуация — от неба благословение .

15. Цянь. Смирение

Исполнение и самоотдача во внешнем, Пребывание и незыблемость во внутреннем. Незыблемость — то, что может закончится лишь случайно, то что само собой не заканчивается, и в сочетании с полной предопределенностью во внешнем — это смирение. Но смирение — покорность не другому человеку, а судьбе и естественному ходу событий. И если складывается соответствующая ситуация, то благоприятно наступать и нападать.

16. Юй. Вольность

Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем — Исполнение и самоотдача. Все линии прерванные, кроме последней во внешней триграмме. Следует полностью доверится естественному и закономерному ходу событий, только в «конце дня» возможна неопределенность — «в постоянстве не умрешь». Однако для совершенномудрого такое незначительное проявление абсолюта — как болезнь.

17. Суй. Последование

Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Возбуждение и подвижность. В подвижности только начало процесса носит случайный характер все остальное вполне предопределено. Вы только в начале выбираете за чем следовать, а потом следуете за тем, в чем чувствуете разрешение.

18. Гу. Исправление [порчи]

Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Утончение и проникновенность. Проникновение во внутреннем приводящее к разрешению во внешнем — есть исправление внешнего, в соответствии с новым, более утонченным, взглядом на мир.

19. Линь. Посещение

Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Разрешение и радостность. Во внешнем отсутствует неопределенность, поэтому Инь в третьей позиции является результатом внутреннего творческого процесса, так как первые две черты — сплошные (Ян). Это свидетельствует о решении внутренней проблемы — о посещении мысли или прозрения.

20. Гуань. Созерцание

Во внешнем — Утончение и проникновение, во внутреннем — Исполнение и самоотдача. Если созерцаем с полной самоотдачей, то проникаем в проявления Абсолюта и наш мир становится более утонченным.

21. Ши-хо. Стиснутые зубы

Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Возбуждение и подвижность. Во внешнем процесс начинается и заканчивается неопределенно, тогда как во внутреннем он только начинается спонтанно, протекает же и заканчивается по предопределенной схеме, не учитывая появление неопределенности во внешнем. Человек действует «невпопад», что в сочетании с его подвижностью и возбуждением приводит к затруднениям, несчастью и сожаленью.

22. Би. Убранство

Во внешнем Пребывание, во внутреннем — ясность. Пожалуй, ясность в незыблемом можно назвать красотой.

23. Бо. Разрушение

Во внешнем — Пребывание, во внутреннем — самоотдача. Человек полностью поглощен тем, что само по себе не исчезает. Потому когда по какой-либо случайности, что-либо перестает существовать, то это воспринимается, как разрушение. Так мы можем пользоваться ложем, чьи свойства для нас незыблемы. И если они изменяются, то это для нас разрушение.

24. Фу. Возврат

Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Возбуждение и подвижность. Во внешнем все предопределено и закономерно. Поэтому если начать дело по собственной инициативе, творчески то, не встречая неожиданностей во внешнем, оно должно и развиваться творчески. Но в триграмме Подвижность вторая и третья черты сплошные. Это может означать, что человек отказался от первоначального замысла и вернулся к предопределенному ходу событий. Подвижность во внутреннем в сочетании с исполнением и неизменностью во внешнем, означает что человек топчется на месте, все время возвращаясь туда откуда начал. Для ничтожного человека эта стабильность — хорошо, но для благородного — несчастье.

25. У-ван. Беспорочность

Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Возбуждение и подвижность. Принимая решение самостоятельно и независимо, человек следует ему стойко и беспорочно, несмотря на непредсказуемо меняющееся внешнее.

26. Да-чу. Воспитание великим

Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем — Творчество и крепость. Ваше творчество и ваша крепость приводит к изменению незыблемого — воспитание великим. Но благо от такого изменения будет только если совершается оно совершенномудрым, ничтожному лучше остановить свою деятельность.

27. И. Питание

Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем — Возбуждение и подвижность. Полное отсутствие Ян во внешнем, полная определенность. Внутреннее возбуждение при отсутствии внешних раздражителей — результат питания. Внешнее питает внутреннее.

28. Да-го. Переразвитие великого

Во внешнем Разрешение и радостность, во внутреннем Утончение и проникновенность. Утончение — удел зрелости, возбуждение — молодости. Поэтому говорится: на иссохшем тополе вырастают цветы; старая женщина получит этого служилого мужа; старый человек получает эту девушку в жены.

29. Си-кань. Повторная опасность

И во внешнем и во внутреннем — Погружение и опасность. И во внутреннем и во внешнем проявления абсолюта «тонут» в Инь. Бесконечная суета дел и мелочных мыслей поглощают, как бездна: бездна не наполняется.

30. Ли. Сияние

Сцепление и ясность как во внешнем, так и во внутреннем. Все проявления абсолюта органично связаны посредством закономерностей. Ничтожный человек может этих закономерностей не постичь и в его поступках появится путаница, но если отнестись к происходящему более серьезно и вдумчиво то в делах будет наведен порядок. А для благородного мужа можно безбоязненно начинать дело связанные обычно с риском и неопределенностью — войну, например.




Продолжение данного текста смотри на странице «Комментарии А.В. Швеца (часть 2)»