Ответы ко многим вопросам

 
 

Книга перемен. Современное толкование

Швец А.B.

Взяться за эту работу меня побудило огромное количество комментариев к Книге Перемен. Пестрота и многообразие трактовок этого замечательного памятника китайской культуры порождает сомнение в том, что они действительно раскрывают тот смысл, который был заложен авторами в эту книгу. Ее афористичный текст допускает самые разные толкования, чем и пользуются исследователи с самых древних времен. И большинство комментариев таково, что, применив их приемы к любому тексту, можно в них найти любой смысл. Для себя же я поставил задачу отыскать такой подход к изучению Книги Перемен, при котором ее афоризмы приобрели бы максимально ясное значение.

И мне кажется, что предложенное мной направление в изучении Книги Перемен открывает новые возможности по ее переосмыслению. Именно возможности, потому что я далек от предположения, что смог полностью открыть занавес над тайной этой Книги. Некоторые гексаграммы, не имея убедительных идей, я даже не пытался комментировать, чтобы не плодить беспочвенных рассуждений, а часть комментариев далека от тех идеалов ясности и однозначности, к которым я стремился. Однако многие афоризмы очень хорошо вписываются в предложенную концепцию, что и позволяет мне надеяться на ее дальнейшее развитие.

Инь и Ян

Кто не знает, что китайская философия и мировоззрение основаны на понятиях Инь и Ян? Даже если и встретится несведущий человек, то вам понадобится всего лишь несколько минут, чтобы объяснить ему смысл этих терминов. Инь — расслабление, пасивность или женское начало, Ян — напряжение, активность и начало мужское. А то, что расслабление постоянно чередуется с напряжением, будет понятно даже самому неискушенному в философии собеседнику. Разве это не удивительно? Для постижения Платона, Канта, Гегеля необходимы десятки лет и доступно это не всем. Понимание законов Ньютона тоже требует определенной работы. Однако то, что открылось когда-то китайским мудрецам, понятно всем без исключения и даже является чем-то само собой разумеющимся.

Верным признаком профанации этих понятий, да простят меня женщины, является их частое упоминание в многочисленных женских журналах, в тесном соседстве с кулинарными рецептами, косметическими средствами и приемами манипулирования мужским полом. Инь и Ян ассоциируются с восточным мышлением, но в своем теперешнем виде в них нет ничего от востока. Поработали — отдохнули, ударили — замахнулись. В чередовании напряжения и расслабления нет ничего сокровенного. Но принятие такой трактовки позволяет, ничего не меняя в своем «западном» мировоззрении, считать себя и «восточным» человеком тоже.

Думаю, что на самом деле, в Инь и Ян скрыт гораздо более значимый смысл. Мне приходилось в некоторых трактатах встречать упоминание об этих понятиях как о двух силах движущих всем в этом мире. И если пропустить все промежуточные и подводящие суждения, сразу перейдя к сути этих сил, то Ян — случайность и непредсказуемость, а Инь — предопределенность и закономерность. Но прежде чем, более развернуто обосновать этот тезис, укажу внимание на две триграммы.

Триграмма «Творчество»
Триграмма Цянь (творчество)

Первая состоит из трех сплошных черт, символизирующих Ян, и называется Творчество. Что неудивительно, ведь настоящее творчество непредсказуемо.

Триграмма «Исполнение»
Триграмма Кунь (исполнение)

А вторая состоит из трех прерванных черт, обозначающих Инь. Данная триграмма носит название Исполнение. В ней все предопределено и закономерно. Все будет исполнено, как надлежит и нет никаких случайностей — все предсказуемо.

Случайность и закономерность управляют всем. Но ни то, ни другое не являются чем-то обыденным. При более подробном изучении, которым на протяжении веков занималась и западная и восточная философии, оказывается, что в основе закономерности не могут лежать объективные, не зависящие от сознания, причины. То же самое, и даже в большей мере, можно сказать и о случайности. И то и другое порождаются сознанием. Но для чего сознанию помимо закономерности понадобилась и непредсказуемость?

Попробую привести пример с наполнителями. Они, как правило, не несут с собой, каких-то специфических свойств и нужны лишь для более полного и рационального использования свойств других составляющих продукта, например, красителя или вкусового компонента. Случайность — это отражение в нашем мире непостижимого абсолюта — Дао, тогда как закономерность — наполнитель, позволяющий более полно «представить» эти отражения.

Наше сознание можно разделить на две составляющие, как и сознание спящего. Первое и главное — сознание, которое создает сон, то есть весь физический мир. Второе и малое — то, которое считает себя живущим в этом сне. Первое может создать комнату с попугаем, второе же будет считать себя человеком, кормящим этого попугая и живущим в этой комнате. Ведь во сне мы не подозреваем, что мир сна порожден нашим же «главным» сознанием, нам он кажется объективным и отдельным от нас.

Так и в жизни, наше «главное» сознание создает мир посредством закономерности. Но некоторые события, происходящие в непостижимом, «на яву» преобразуются сознанием в случайные события нашего физического мира. Так наш сон может совершенно не зависеть от того, что происходит вокруг и развиваться по своим законам, но звук, льющейся воды из под крана, способен преобразоваться сознанием в образ водопада или дождя. Также и Дао проявляется в нашем мире в виде случайностей.

В трактатах часто упоминается, что совершенномудрый муж должен научиться различать Инь от Ян во всех жизненных проявлениях. И, конечно, это не может быть банальным различением фаз напряжения и расслабления, активности и пассивности. Фактически же речь здесь идет о том, что следует обнаруживать все проявления Абсолюта, отделяя их от «наполнителя». Так, когда вы едете на работу в метро, то большое количество людей в это время — закономерно. Инь будет представлено в виде серой многолюдной и безликой массы. Но то, что вам встречаются именно эти люди и именно в этой одежде — случайность. Ян «раскрашивает» это закономерное и безликое столпотворение. Чем больше случайности и неопределенности, тем сильнее влияние Ян, тем значительней проявления Дао. Поэтому образом триграммы Творчество, состоящей только из линий Ян, является Небо. Тогда как Земля служит образом для триграммы Исполнение.

Гексаграмма «Расцвет»
Тай. Расцвет

Забегая немного вперед, укажу на то, что гексаграммы Книги Перемен состоят из двух триграмм. Нижняя характеризует внутренний мир, верхняя — внешний. Например, в гексаграмме Расцвет нижняя триграмма — Творчество, а верхняя — Исполнение.

В этой ситуации, очень обобщенно, можно сказать, что все ваши творческие порывы реализуются во внешнем. Обратную картину наблюдаем в гексаграмме Упадок, где триграммы поменялись местами.

Гексаграмма «Упадок»
Пи. Упадок

Теперь внешний мир стал непредсказуем, тогда как внутри вас уже нет места для творчества. Все ваши действия предопределены и являются механическими реакциями на непредсказуемо изменяющуюся внешнюю среду. Можно представить себе стихийное бедствие, заставляющее людей совершать заранее определенные действия, и если не остается сил на творческие решения, то эти люди обречены стать игрушкой природных сил. Это Упадок.

Если случайность, с точки зрения китайской философии, — ворота в абсолют, то совсем неудивительно уважительное отношение к гадательной практике в древнем Китае. Сама Книга Перемен является мантическим текстом, предназначенным для гадания на тысячелистнике. Технология этого способа гадания, такова, что на результат влияет как случайность, так и закономерность, в результате чего из сплошных (Ян) и прерванных (Инь) линий строится гексаграмма. После чего зачитывается соответствующий ей текст Книги Перемен. Вот что об этом писал Су Сюань (1009 -1066) в своей работе «Рассуждение о Книге Перемен»: «Совершенномудрый человек мог распространить свое учение лишь посредством того, что наиболее чудесно в Поднебесной. Гадание на панцире черепахи и гадание тысячелистнике — это то, что чудеснее всего в Поднебесной. Но гадание на панцире черепахи внемлет небу и не предуготовано человеком... И совершенномудрый человек сказал: «Это искусство принадлежит исключительно небу. Такое искусство разве способно распространить мое учение?!» И вот он взялся за тысячелистник. Но чтобы получить четные или нечетные пучки из стеблей тысячелистника, человек сам должен разделить все стебли надвое. Сначала мы берем один стебель (из всех пятидесяти) и, понимая, что это один стебель, откладываем его отдельно. Дальше мы отсчитываем по четыре, а остаток зажимаем между пальцами и знаем, что осталось или один, или два, или три, или четыре и что мы их отобрали. Это от человека. Но деля весь пучок на две части, мы не знаем (заранее), сколько стеблей в каждой от них. Это от неба. И совершенномудрый человек сказал: «Это единение неба и человека — (мое) учение. В нем есть то, что распространит мое поучение». И тогда, исходя из этого, он создал Перемены, чтобы очаровать уши и очи Поднебесной, учение же его зато и почтенно, и не отринуто.» Легко понять, что Су Сюань, говоря «это от человека» имеет ввиду закономерность (Инь), тогда как случайность (Ян) считает данным «от неба».

Подготовив вас к более подробному изучению гексаграмм Книги Перемен и афоризмов к ним, на основе только что изложенного понимания Инь и Янь. Мне бы хотелось вернутся к сегодняшним, общепринятым представлениям. Воззрения на Инь, как на женское начало, а на Янь, как на мужское, все таки не лишено смысла. Еще в студенческие годы, интересуясь проблемами искусственного интеллекта, я обратил внимание на то, что выводы компьютерного «мозга» при попытке решения «бытовых» задач зачастую напоминали анекдоты о пресловутой женской логике. Женское мышление более формализовано, чем мужское, по большому счету оно более логично. И поэтому женщины так мало привнесли, как это ни странно, в науку. Логика компьютера абсолютна и он тоже не способен на научное открытие. Для творчества нужна непредсказуемость — Ян. Женское же мышление только мужчинам кажется непредсказуемой, потому что они сами не привыкли мыслить формально. А на самом деле «женская» логика более закономерна и в большей степени поддается формализации - это Инь.

Триграммы

Любой процесс или явление можно разделить на три фазы: сам процесс, его начало и его окончание. В каждой из этих фаз может преобладать или Инь или Ян. Инь обозначается прерванной чертой, а Ян — сплошной. Соответственно и все явление представляется в виде трех расположенных друг над другом черт. Нижняя — начало процесса, средняя — сам процесс, верхняя — его окончание. Всего существует восемь возможных сочетаний трех сплошных или прерванных линий. Каждое из них характеризует определенный класс явлений и называется триграммой.

Триграмма Цянь (творчество)

Первая триграмма — Творчество.

Она состоит из трех сплошных линий. Явление, соответствующее ей, начинается спонтанно, так как нижняя сплошная черта свидетельствует о преобладании Ян во время начала процесса. Протекает процесс тоже спонтанно. А впоследствии также неожиданно заканчивается, как и начался. Каждая триграмма помимо названия обладает свойством и образом. Название отражает метафизическую сущность триграммы, свойство — ее проявление в жизненных ситуациях, а образ помогает понять ее суть. Название данной триграммы отражает полное преобладание Ян, которое является творческим началом и традиционно ассоциируется с небом. Свойство — крепость, потому что процесс, характеризующийся этой триграммой, развивается независимо от условий и условностей. Также как и некоторые творческие люди реализуют свои замыслы и следуют за своими озарениями независимо от мнения окружающих и принятых в обществе догм. Итак, название этой триграммы — Творчество, свойство — крепость, образ — небо.

Триграмма Кунь (исполнение)

Следующая триграмма носит название — Исполнение, и состоит из трех прерванных черт.

Инь преобладает во всех фазах — все соответствует как физическим, так и людским законам, правилам и все предопределено. Свойство — самоотдача. Человек всего себя отдает исполнению долга, заглушая свои творческие порывы. Образ — земля.

Триграмма Чжэнь (возбуждение)

Триграмма Возбуждение.

Сам процесс начинается (возбуждается) спонтанно, но и развивается, и заканчивается уже вполне закономерно. Свойство — подвижность. Человек не совершает ничего необычного или нового, и всегда заканчивает начатое. Но его начинания непредсказуемы — он в равной степени может приступить как к одному делу, так и к другому. Это подвижность. Образ — Гром.

Триграмма Кань (погружение)

Триграмма Погружение.

Вторая сплошная черта погружена в Инь, так как и первая и третья черты — прерванные. Проявления Абсолюта хоть и имеют место, но заключены в закономерность и предопределенность. И, следовательно, спонтанность присущая самому процессу мало влияет на другие явления и процессы, она от них изолирована. Свойство — опасность. Человек начинает и заканчивает все дела вполне определенным способом, но в процессе выполнения он мучается неопределенностью и сомнениями, погружаясь в детали. И это несмотря на то, что заканчивается все всегда вполне предсказуемо. Правда, необязательно с положительным для него исходом. Это опасность. Образ — вода.

Триграмма Гэнь (пребывание)

Триграмма Пребывание.

Начинается процесс и протекает вполне закономерно, но закончиться он может только спонтанно. Без необходимой случайности этот процесс никогда не завершится. Поэтому и Пребывание. Свойство — незыблемость. Образ — гора.

Триграмма Сунь (утончение)

Триграмма Утончение.

Само начало процесса — предсказуемо, но и развитие его и окончание — спонтанно. Начавшись вполне обычно, процесс развивается непредсказуемо и непредсказуемо заканчивается. Ян, по мере развития, как проявление Абсолюта, вытесняет из данного явления Инь. Это утончение. Свойство — проникновенность. Приступая к обыденным делам, человек постепенно усматривает в них множество нюансов и возможностей, процесс становится более творческим, что приводит и к неожиданному окончанию. Образ — ветер (дерево).

Триграмма Ли (сцепление)

Триграмма Сцепление.

Вторая прерванная черта «склеивает» (сцепляет) между собой две сплошные. Таким образом, различные проявления Абсолюта могут быть вплетены в один процесс и влиять на другие явления. Свойство — ясность. Образ — огонь.

Триграмма Дуй (разрешение)

Триграмма Разрешение.

Процесс начинается спонтанно, спонтанно развивается, но заканчивается вполне определенно. Как будто разрешается задача. Свойство — радостность. Образ — водоем.




Продолжение книги А.В. Швеца «Книга перемен. Современное толкование» смотрите в разделе «Толкования различных авторов / Комментарий А.В. Швеца»